Поездки выходного дня.

Добренькая

Краевед
Местный
Сообщения
256
Реакции
105
Баллы
43
]Предлагаю интересное место для посещения. Новокузнецк. Тоннель под КМК.

Автомобильно-пешеходный тоннель под КМК был открыт 7 ноября 1933-го.
Фактически это продолжение проспекта Курако, ныряющего прямо под заводскую площадку, со своими дорогам и тротуарами.
Строить тоннель начали в 1931-м. В 1932-м, когда КМК был уже пущен, строительство тоннеля сильно мешало заводу и его всячески стремились ускорить. Работали круглосуточно. Большинство работ велось вручную...
Новокузнецкий тоннель соединил Верхнюю и Нижнюю колонии. Он был первым автомобильно-пешеходным тоннелем в СССР и до сих пор является самым протяженным из таковых в Кузбассе.
карта верхней колонии.jpg

Его длина - 540 метров, ширина основного тоннеля - семь метров и двух вспомогательных - по полтора - итого десять, высота до потолка - около четырёх метров. По каждой стороне перекрытия поддерживают по 307 железобетонных столбов. Над тоннелем построены три купола - очертания первого угадываются с площади Побед. Их цель - нагнетание воздуха. Обошлось сооружение подземного монстра Стране Советов в 6 миллионов рублей. «Большевистская сталь» 9 декабря 1932 года писала, что на строительстве тоннеля вынуто 180 тысяч кубов земли, уложено 13 тысяч кубов бетона и железобетона, засыпано 6 тысяч кубов гравия и 62 тысячи кубов земли. Тоннель пересекают 25 железнодорожных путей и две шоссейные дороги, построено 16 мостов. Изначально планировалось, что через него пустят трамвай, который бы соединил Верхнюю и Нижнюю колонии, но для этих целей тоннель оказался очень узким.
При рытье тоннеля выяснилось, что грунт не выдерживает проектную нагрузку - под ним был плывун, и пришлось забить дополнительно 800 свай. Кроме того, из-за недоделок ещё долгие годы в дождь он наполнялся грязью, а 12 июня 1937 года газета писала: «Тоннель получился узким, и это не позволяет пустить через него трамвай, который соединил бы Верхнюю колонию с Нижней».
Порталы тоннеля были построены в 1944 году и тоннель приобрел более парадный вид: надпись, ордена и т.д. Немного фото сохранилось с именем Сталина, завод долго носил его имя. Вообще они чем-то схожи с порталами станции метро «Павелецкая» в Москве, построенными в это же самое время.
1.jpg
2.jpg

3.jpg
4.jpg

5.jpg
6.1.jpg

6.jpg
 

Вложения

  • 6.jpg
    6.jpg
    21.8 KB · Просмотры: 249
Последнее редактирование:
Но самое невообразимое и мистическое место, достопримечательность в достопримечательности можно увидеть напротив 2-й проходной.
Здесь, в пугающих сумерках, можно наткнуться на нечто совсем ужасное - прямо в стену вмурован гроб с не дожившим до пуска тоннеля прорабом Александром Михайловичем Заевым - он завещал похоронить его в толще заводской земли. Старожилы боялись ходить с Верхней колонии по ночам - говорят, дух погребённого здесь прораба и ныне вот уже сколько лет бродит под холодными и мрачными сводами тоннеля.
А история этой могилы такова. Заев внезапно заболел и умер от воспаления легких. Но перед смертью «чтоб избежать разрыва со стройкой, чтобы не уйти бесследно в пустоту... просил похоронить... на том именно участке, который он вёл», как писали тогда.
Вот его и замуровали в стену тоннеля, напротив второй проходной КМК. На чугунной доске читаем: «Здесь погребён прах кузнецкстроевца А.М.Заева, производителя работ по строительству верхнего участка тоннеля. Июль 1933 года».
Есть довольно жуткие воспоминания о похоронах. «Обитый кумачом гроб, привязанный к стреле подъемного крана, торжественно проплыл в жгучем морозном закатном воздухе над головами тысяч собравшихся... Гроб возносился над пустотой- волнующий, значительный и необыкновенный... как лодка, готовая доплыть в синеву...». «На могилу Заева, - повествует старожил, - насыпали гладкого речного щебня, а в ноги на щебень поставили четыре высоких решетчатых жаровни с коксом, чтоб влажная речная галька не смерзлась...»
Конечно, наблюдательные люди сразу заметили неувязки. Фразы «жгучий морозный вечер», «чтобы галька не смерзлась» не очень вяжутся со временем- умер-то Заев в июле...
С моей точки зрения, наиболее логичное объяснение этому, что июль 1933-го это дата установки памятной плиты, а умер прораб все же зимой.
20.png

2 пр1.jpg

2 пр2.jpg
 
Последнее редактирование:
Сегодня тоннель играет меньшую роль в повседневной жизни Новокузнецка, однако, несомненно, остаётся значимым для истории города.
7.jpg
8.png

9.jpg
12.jpg

13.1.jpg
13.png

14.png
15.jpg
 
Последнее редактирование:


Сверху